Рассказываем: как правильно обработать батареи перед покраской, чем покрасить батареи, какой выбрать лакокрасочный материал, что нужно знать про процесс нанесения. В конце статьи рекомендации от эксперта-технолога.
Подготовка к окрашиванию
Первое, батареи очищают от пыли и грязи. Поможет в этом пылесос, надеваем щелевую насадку и убираем пыль с внутренних пластин на секциях. После используем раствор с мылом или средством для мытья посуды. Если грязь и жир сильно въелись в поверхность и отмыть простым мыльным раствором не получается – используйте средство для чистки духовок.Ждем высыхания. Дальнейшие действия зависят от состояния прибора. Если на нем только небольшие дефекты, их нужно зачистить и зашпатлевать. Оставляем сушится и снова зачищаем, добиваясь гладкости.
Зачистить поверхность можно двумя способами:
Первый — механическим. Старую эмаль удаляют металлической щеткой. Это долгая, трудоемкая работа. Можно упростить ее, если использовать электроинструмент. Например, болгарку с зачистным кругом или с щеткой-крацовкой. Однако чистить надо так, чтобы не повредить батареи.
Второй способ – использование химической смывки. К примеру, берем средство для смывки стойких лакокрасочных материалов, наносим на поверхность и ждем указанное на упаковке время. По прошествии этого времени убираем вздувшуюся эмаль.
ВАЖНО: запрещено использовать средство для смывки на горячей основе, так как она токсична, обладает резким запахом. Нагрев это усилит.
Правильно подобранная смывка безвредна для чугунной или стальной основы, но может разрушить пеньку, если она использовалась для уплотнения резьбовых соединений. Тогда после включения отопления будут протечки.
После удаления эмали еще раз очищаем поверхность батареи, обезжириваем, а после даем ей высохнуть, затем грунтуем и опять ждем высыхания.
Как выбрать средство для покраски. Главные требования к лакокрасочному материалу:
- Высокая термостойкость. Состав должен сохранять свои характеристики при температуре 85-90 °С в течение всего срока эксплуатации.
- Безопасность. Нетоксичный состав, иначе при нагреве вредные испарения будут попадать в воздух, а это опасно для людей и домашних животных.
- Стойкость цвета. Краска не должна менять оттенок, выцветать или желтеть под действием высоких температур и ультрафиолета.
- Защита от коррозии. В составе материала должны быть антикоррозийные добавки, чтобы защищать корпус от ржавчины.
- Износостойкость. Устойчивость к истиранию должна быть высокой, чтобы покрытие не истончалось от контакта с различными предметами или периодических чисток.
- Высокая адгезия. Раствор должен хорошо сцепляться с основанием, чтобы предотвратить отслаивание при частых циклах нагрева и остывания.
2 популярных типа материалов, используемых для окрашивания отопительных приборов:
- Акриловый состав. В качестве растворителя используется вода, поэтому материал безопасен и не токсичен. Быстро сохнет, при комнатной температуре – 30-40 минут. Образуется плотное водоотталкивающее покрытие, достаточно устойчивое к механическим повреждениям. Акрил легко переносит высокие температуры, его можно накладывать даже на горячую основу. При этом нет неприятного запаха. Это лучшее решение, как покрасить горячую батарею. Акриловое покрытие пластично, не трескается, не отшелушивается. Срок службы — 7-8 лет.
- Алкидный состав. Их основа — алкидные смолы, смешанные с разбавителями, пигментами и наполнителями. Это вещества разной степени токсичности. Поэтому работают с алкидными эмалями только на улице или в проветриваемом помещении. Алкидные эмали термостойки, обладают антикоррозийным эффектом и дают ровное плотное покрытие. Оно прочнее акрилового, лучше противостоит сколам и царапинам. Выпускают матовую, полуматовую и глянцевую пасту. Последняя лучше сохраняет первоначальный цвет. Однако все они со временем приобретают желтый оттенок. Глянцевая начинает желтеть позже матовой.
Рекомендации:
1. Для окрашивания радиатора готовят две кисти. Одну – обычную, вторую – с длинной изогнутой ручкой. С ее помощью проще прокрашивать внутренние части секций. Обе кисточки перед работой надо хорошенько распушить, чтобы выпали плохо удерживающиеся щетинки.
2. Начинайте окраску с внутренней части оборудования. Двигайтесь сверху вниз. Если сделать наоборот, высок риск появления капель и потеков на поверхности.